Напишите нам

Наши статьи

1 февраля 2021 года

VC.RU: Хроники антиутопии. Ближайшее будущее PR-рынка. Часть 2

В первой части я поделился своими соображениями о ближайшем будущем PR-рынка. Сейчас я хочу рассказать о том, что происходит с медиа. А иллюстрации мне помогла сделать сотрудница «Гуров и партнеры» Варвара Комарова.

Медиа и общество

9. Свободы слова больше не будет?

Принтер печатает. В прошлом году Госдума приняла сразу несколько законопроектов, которые регулируют Интернет и другие СМИ в России. Соцсети с завтрашнего дня должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. За распространение клеветы вводится уголовная ответственность. Правила работы журналистов на публичных акциях ужесточаются. И даже популяризация науки в скором времени может стать лицензируемой деятельностью (поскольку «антироссийские силы под видом просветительской деятельности осуществляют широкий круг пропагандистских мероприятий»).

Что дальше? Государственное лицензирование PR-деятельности? Обязанность для PR-агентств раскрывать список своих клиентов (нет ли там часом иностранного бизнеса)? Официальное введение цензуры? Ящик Пандоры открыт необратимо, и апеллировать к зарубежному опыту уже бесполезно («У них там вообще президентов линчуют!»).

Справедливости ради отмечу, что подобные вещи происходят не только в России. Да и повсеместная самоцензура СМИ наносит ущерб журналистике и свободе слова гораздо больше вреда, чем потенциальная цензура государственная. Но вряд ли от этого нам станет легче.

10. Собственные медиа в любой момент могут отобрать. Бедняжка Трамп...

Работа с собственными медиа (owned media) всегда была важной частью коммуникационной стратегии. Но в новых реалиях такие медиа могут быть уничтожены в любой момент. Если уж социальные аккаунты действующих президентов могут быть заблокированы, на что рассчитывать всем остальным?

Собственный сайт? Своя личная социальная сеть? Увы, это не панацея. Январский пример американской Parler весьма показателен. Надо будет — отключат от хостинга, уберут из поисковой выдачи и магазинов приложений.

Есть ли антидот? У меня нет ответа. Очевидна важность диверсификации PR-каналов. Возрастает роль «заработанных медиа» (earned media)... А, может, пора перечитывать Владимира Ленина и возвращаться к печати листовок и самиздата.

11. Доверие к СМИ и экспертам неожиданно растет. А к социальным сетям — падает

Недавно с профессором Галиной Вениаминовной Сориной мы написали статью о доверии к медиа во время пандемии. Исследования института Reuters, Edelman Trust Barometer и другие констатируют, что доверие к новым медиа упало до рекордно низкого уровня.

«Случайный журналист» из блога не вызывает уже такого, как раньше, доверия. «Не верю» — вот тезис, который появляется у современных потребителей информации. Необходима квалифицированная, профессиональная информация. Газета, включая ее бумажный вариант, связывается не только с тактильным восприятием, но именно с условиями получения достоверной информации, размещенной в доступной среде, доступном пространстве. И, безусловно, это надо учитывать при выстраивании PR-коммуникаций.

12. Люди научились покупать в Интернете. Даже бабушки :) Барьер перед онлайном разрушен

Для маркетинга один из главных итогов пандемии — разрушение барьеров перед онлайном у многих консервативных пользователей. Кто-то освоил онлайн-обучение. Кто-то за неимением возможности сходить в кино впервые воспользовался онлайн-кинотеатрами. Люди старшего поколения стали заказывать в Интернете продукты питания и другие товары...

Пользовательское поведение изменилось уже необратимо. Полученный экспириенс никуда не денется. Многие традиционные бизнесы де-факто превращаются в интернет-компании, соответственно, важность digital-инструментов для продвижения растет экспоненциально.

Для бизнеса эти процессы носят амбивалентный характер. И дело не только в беспрецедентном росте конкуренции в онлайне. Мошенничество в Интернете и другие кибер-угрозы за прошедший год получили максимально широкое распространение за всё время существования Глобальной сети.

13. Прилет инопланетян, зомби-апокалипсис? Нет? Тогда идите на фиг со своим пресс-релизом.

Пожалуй, по количеству шокирующих новостей прошлый год претендует на своеобразный рекорд. Да и этот год обещает быть весьма «интересным».

Штурм Капитолия и возвращение Псаки, дворец «каких-то предпринимателей» и беспорядки в Москве, войны вакцин и новые штаммы коронавируса... Согласитесь, пробиться в СМИ со своей новостью про очередную версию «очень полезного продукта» или про рост чего-либо в четвертом квартале на этом фоне становится гораздо сложнее.

Эффективность ньюсджекинга также падает — уж слишком много желающих выезжать на чужих новостях. Я отнюдь не хочу писать о смерти пресс-релиза или корпоративных коммуникаций. Но, сталкиваясь с новыми вызовами, PR-специалистам придется модифицировать привычные инструменты.

Материал подготовлен управляющим партнером коммуникационной группы «Гуров и партнеры» Филиппом Гуровым.

Иллюстрация специально для этой статьи сделаны руководителем SMM-проектов «Гуров и партнеры» Варварой Комаровой.