Напишите нам

Наши статьи

6 июля

Информатизация образования: основные проблемы и вызовы

Гуров Ф. Н., Иноземцева Е. В. для рецензируемого научного журнала «Тенденции развития науки и образования» №86, Июнь 2022.

В статье представлен анализ ключевых вопросов информатизации образования, разворачивающейся в нашей стране в условиях становления цифровой экономики и социально-экономических вызовов современности. Под информатизацией образования понимается процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, который разворачивается в быстро развивающейся цифровой образовательной среде и направлен на решение задач социально-экономического развития нашей страны.

Статья в формате .pdf

Развитие цифровых технологий проводит к качественным изменениям во всех сферах социально-экономической жизни общества. Перемены, связанные с информатизацией, неизбежно охватывают и сферу образования. В их основе — широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), автоматизация процессов, а в дальнейшем ‒ использование методов искусственного интеллекта, распространение Интернета вещей и технологий виртуальной и дополненной реальности. Как будет выглядеть система образования в мире, где «умные вещи» станут нормой, а интеллектуальные компьютеризованные устройства и состоящие из них сети приобретут способность к взаимодействию, необходимо задуматься уже сейчас. Развертывание процесса информатизации образовательной среды должно иметь управляемый характер, с тем чтобы органично вписаться в общий процесс модернизации социально-экономической жизни российского общества.

Вектор на технологическую модернизацию нашей страны определён Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [4]. Здесь среди приоритетов, в том числе указаны: ускорение технологического развития Российской Федерации; увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации; ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Для отрасли образования определены не менее значимые направления развития, среди которых выделим: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими [4].

Таким образом, российская система образования должна претерпеть целый ряд качественных преобразований, без которых невозможно решение стоящих перед ней масштабных задач. Выработка и реализация эффективной стратегии трансформации системы образования требует проведения междисциплинарных исследований и комплексного подхода. В рамках данной статьи нет возможности представить исчерпывающий перечень проблем и перспектив, связанных с вопросами информатизации сферы образования. Выделим лишь основные, на наш взгляд, тренды развития образования.

Новые технологии и новые профессии появляются с огромной скоростью. На сегодняшний день к моменту окончания университета знания уже могут устаревать, и необходимо постоянно поддерживать нужный уровень компетенций. Основной объединяющей чертой образования по всему миру становится тренд на непрерывное обучение или lifelong learning — обучение через всю жизнь. Сегодня обучение человека не заканчивается вместе с формальным окончанием того или иного учебного заведения. Понятие lifelong learning, впервые в 1993 году предложил профессор Лесли Воткинск для описания необходимости регулярно получать новые и обновлять уже имеющиеся знания, умения и навыки в течение всей жизни человека. Непрерывное обучение становится сегодня новой нормой. Оно характеризует человека с активной жизненной позицией и мотивацией на личностный рост, а также обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда. Как показывают социологические опросы, обучение сегодня воспринимается не столько в качестве тяжкой повинности, сколько, скорее, в качестве ценности и базовой потребности. Постоянное изучение чего-то нового представляется неотъемлемой составляющей частью благополучной и успешной жизни современного человека.

С точки зрения технологического преобразования педагогических методик и применения современных практик для обеспечения образовательного процесса в качестве ключевого тренда выделим возрастающую роль мобильных приложений и решений. Сегодня именно мобильные устройства становятся основными элементами, узлами цифровой среды учащихся.

Другие важные тренды — геймификация и игрофикация образования, технологии расширенной и дополненной реальности (а сейчас уже можно говорить об образовании, получаемом внутри метавселенных), автоматизация образования, когда часть процессов отдается на откуп чат-ботам, а педагог выступает в роли режиссера и куратора образовательного процесса.

Для обеспечения успеха цифровой трансформации образовательной среды необходимо преодолеть ряд серьёзных вызовов. И на первом месте здесь, безусловно, находится цифровое неравенство. До сих пор часть населения России не обеспечена в достаточной степени доступом к быстрому Интернету. Санкции могут значительно усугубить эту проблему, о чем говорят недавние рекомендации мобильным оператором отказаться от тарифов с безлимитным Интернетом. В рамках данной статьи мы преследуем цель лишь обозначить условия, в которых внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в российском образовании проходило бы наиболее эффективно. Так, например, во многих высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой высококвалифицированных специалистов, имеющееся оборудование морально устарело. Возможно, было бы полезно рассмотреть на государственном уровне программу передачи такого оборудования в школы, где требования к технической базе остаются на менее высоком уровне, обеспечив тем самым постепенную модернизацию технического оснащения педагогических организаций по всей стране. В нынешних реалиях мы сталкиваемся с удорожанием компьютерной техники. Что же касается программного обеспечения, западные технологии не всегда доступны (по юридическим или финансовым соображениям), а российских аналогов слишком мало.

Вместе с тем решение задач технического оснащения максимально возможного числа учебных заведений в стране не исчерпывает проблемы качественной информатизации системы образования. Исследования Манфреда Шпитцера показали, что новое оборудование — отнюдь не панацея [5]. Так, например, в африканских школах, где закупалась техника, основной трафик был связан с сайтами для взрослых или онлайн-играми. Ни преподаватели, ни ученики не понимали, как использовать технику в обучении, а сама техника скоро приходила в негодность. Недостаток цифровой грамотности – это ещё одна острая проблема, решению которой может способствовать включение в современные образовательные стандарты предметов, направленных на формирование цифровой грамотности, базовых медиакомпетенций, а также развивающих навыки критического мышления. Один из авторов курса по критическому мышлению в нашей стране, профессор Г. В. Сорина объясняет важность критического мышления тем, что оно «ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики. Процедуры рассуждений анализируются в «антропологическом» контексте с учетом особенностей рассуждающего субъекта, который характеризуется определенной волей, целевыми установками, образовательным и профессиональным уровнем и так далее» [2].

В этой связи необходимо упомянуть ещё один ключевой тренд —укоренение в числе педагогических инструментов дистанционных форматов обучения и в целом изменение поведенческих стандартов и привычек в обращении с информацией у всех участников, включенных в образовательный процесс. Профессор Г. В. Сорина также занималась изучением повышения эффективности учебного процесса, в том числе в дистанционном формате. Результатом её многолетнего труда стала разработка оригинального методологического решения, направленного на решение проблем, связанных с понижением вовлеченности учащихся в учебный процесс, ослаблением внимания и тренировкой процедур рассуждения. Её методология экспертного анализа текстов (МЭАТ) помогла оптимизировать процесс цифрового обучения студентов МГУ имени Ломоносова в период пандемии [3].

В заключение отметим ещё один значимый для модернизации российской системы образования тренд — важность аксиологического аспекта. Современный этап развития российского общества характеризуют не только быстрые темпы технического и информационного развития, но также и системные кризисы, трансформация социальных отношений и новые вызовы. В этих условиях сфера образования является одной из самых чувствительных к изменениям и требует особого внимания и государственной поддержки. «Учащаяся молодёжь — это наиболее активная, инициативная, гибкая, динамичная, критически и творчески мыслящая часть общества. В этом возрасте активно формируются и заканчивают формирование многие ценности. Их правильная закладка определяет будущее больших социальных групп и российского общества в целом» [1]. Для успешной реализации комплексной программы модернизации отечественного образования процесс цифровизации образовательной среды должен носить стратегический характер, способствующий формированию целостной системы жизненных смыслов, ценностей и задач подрастающего поколения.

Процесс информатизации образования в условиях социально-экономической турбулентности должен быть гибким и адаптивным. Необходимо найти подходящую стратегию, гарантирующую достижение намеченных целей в современных условиях и в полной мере раскрыть инновационный потенциал цифровых технологий и методик.

Материал для одного из авторов (Ф.Н. Гуров) подготовлен в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Казарян, А. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи. // Психология труда и здоровья: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов II регион. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов. Брест, БрГУ, 2021. С. 23–24.

[2] Сорина, Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Сер.7. №6. Философия. М., 2003. С. 98–111.

[3] Сорина, Г.В., Рикель, А.М. «Онлайн поневоле»: вовлеченность и ответственность // Профессиональное образование в современном мире. М., 2021. 11(1). С. 214–225.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.

[5] Шпитцер, М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. М., АСТ, 2014. 288 с.

Авторы

Гуров Филипп Никитич

Иноземцева Екатерина Вячеславовна