Напишите нам

Наши статьи

6 июля

Судебный PR в России

Научная статья управляющего партнера КГ «Гуров и партнеры» Гурова Ф. Н. в соавторстве с Палюлиным А. Ю. сборнику статей Международной научно-практической конференции «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПОИСК РЕШЕНИЙ»

Статья в формате .pdf

Судебный PR становится все более востребованной услугой в России. Некоторые проблемы институализации этой деятельности отражены в настоящем докладе. Показана важность выработки этических стандартов. Авторы полагают, что инструментарий судебного PR может применяться в значительной более широкой области, нежели воздействие на решение конкретной судебной инстанции.

Средства массовой информации играют важную роль в формировании индивидуального и общественного мнения. Даже четко сформулированные законы, кодексы и нормативно - правовые акты не всегда могут устоять перед «четвертой ветвью власти». Особенно явно это наблюдается при информационном сопровождении судебных процессов, когда журналист искажает факты в погоне за сенсационной новостью.

За последние несколько лет в России получили широкое распространение услуги по организации судебного PR. Эти услуги предлагаются юридическими фирмами, PR - агентствами и некоторыми СМИ (например, отправка журналистов на судебное заседание или подготовка официальных журналистских запросов). Появились первые компании, чьей узкой специализацией выступает судебный PR. Безусловно, попытки воздействия на судебное решение через работу с общественным мнением предпринимались на протяжении всего существования правовой системы. А попытки осмысления этих процессов в научной и практической литературе предпринимаются последние 15 лет [1, с.82]. Однако в настоящее время мы видим определенную институализацию этой деятельности. Рост медиатизации современного общество логично приводит к росту значимости данного инструментария.

При организации судебного PR возникает целый ряд вопросов, связанных с дефинициями, профессиональной этикой, допустимостью использования тех или иных инструментов. Подходы к научному определению термина «судебный PR» весьма сильно различаются. Необходимо также отметить, что согласно статье 294 УК РФ, «вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия» является уголовным преступлением. Это требует выработки новых этических стандартов в профессии, достижения общественного консенсуса по поводу применения тех или иных PR - технологий.

На сегодняшний день наблюдается серьезный дефицит научных исследований и публикаций о судебном PR. Одно из первых исследований судебного PR в России было проведено под научным руководством А.Ю. Палюлина студентами, проходящими производственную практику в КГ «Гуров и партнеры». В 2017 году работа «PR – способ воздействия на исход судебного решения?» стала победителем Всероссийского конкурса «Хрустальный Апельсин». Исследование показало, что информационное сопровождение оказывает большое влияние на исход судебного решения. При этом судебный PR играет более значимую роль в менее формализованных судебных процессах, например, уголовных. Общественное мнение почти не играет роли там, где не остается пространства для судейского усмотрения. Это те процессы, в которых принятие решения сильно алгоритмизировано (например, налоговые споры). Еще один весьма важный вывод заключается в том, что использование PR технологий до начала судебных разбирательств часто позволяет предотвратить процессуальное действие или же привлечь симпатии целевой аудитории к обвиняемой или потерпевшей стороне процесса, что косвенно влияет на мнение суда.

В 2018 году ещё одна студентка, проходящая практику в КГ «Гуров и партнеры», выполнила работу «Классификация возможных методов судебного PR» под научным руководством А.Ю. Палюлина (эта работа также стала победителем конкурса «Хрустальный Апельсин»). В исследование А. К. Стеблиной впервые была представлена классификацию методов судебного PR [2]. Автор выделяет шесть основных блоков: использование возможностей Media Relations; использование новых медиа; вовлечение общественности; привлечение экспертов и авторитетных лиц; методы давления на суд; иные методы. К последним относятся использование отвлекающих информационных поводов (например, проведение выставки картин подозреваемого) и подача иска, не имеющего большой судебной перспективы, но создающего значимый информационный повод.

Согласно проведенному в прошлом году исследованию PLATFORMA, BGP Litigation и LegalInsight, 59 % отечественных юристов и истцов считают, что «PR - сопровождение положительно сказывается на результате судебных споров» [3]. По мнению респондентов 177 наиболее эффективными каналами коммуникации выступают «СМИ, ТВ, соцсети и Telegram - каналы». В качестве примеров судебных споров, где ключевую роль играли PR - инструменты, были названы дело Ивана Голунова, дело Кирилла Серебрянникова, дело сестер Хачатурян, дело Дианы Шурыгиной и др. [там же].

Директор практики судебного PR компании “Baikal Communications Group” Нина Данилина отмечает, что судебный PR необходим «в случаях, когда оппонент решает спор неправовыми способами и когда есть вероятность принятия судом субъективного решения. Например, в спорах с государством, при рейдерских захватах бизнеса и недвижимости, в спорах «физическое лицо против корпорации», при защите прав потребителей» [4].

Мы полагаем, что инструментарий судебного PR может применяться и при решении иных задач, нежели достижение тех или иных судебных решений. Как было показано выше, речь может идти о досудебном урегулировании. Важнейшую роль эта деятельность также играет для сохранения репутации физических лиц и компаний при судебных спорах (вне зависимости от их исхода) как внутри страны, так и на международном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гуров Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: всё о PR и рекламе в Сети. М.: Вершина, 2008. 136 с.

[2] Стеблина А. К. Классификация методов судебного PR // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т.10, №9(66). С. 2294–2302. – DOI 10.35775 / PSI.2020.66.9.010.

[3] Исследование: как PR влияет на исход судебных споров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://platforma-online.ru/media/detail/issledovanie-kak-pr-vliyaet-na-iskhod-sudebnykh-sporov), свободный. – (дата обращения: 20.06.2022).

[4] Данилина Нина. Что такое судебный PR и как он помогает выиграть в суде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://netology.ru/blog/02–2022-litigation-pr, свободный. – (дата обращения: 19.06.2022).

Авторы

Палюлин Антон Юрьевич – управляющий партнер, юридическое бюро «Палюлин и партнеры», г. Москва.

Гуров Филипп Никитич – канд. филос. наук, ст. науч. сотр., факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, управляющий партнер КГ «Гуров и партнеры», г. Москва.