Пресса о нас

2 марта 2012 года

"Telecomza"

Telecom Siberia 2012

21 и 22 февраля в Новосибирске состоялась вторая региональная конференция "Телеком Сибирь" – одно из главных событий с телекоммуникационной отрасли Сибирского региона.


На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с развитием телекоммуникационного рынка в Сибири: представители региональной власти поделились своими планами, участники рынка обозначили проблемы и перспективы отрасли, и даже попытались спрогнозировать будущее человеческого общества, интегрированного с ИКТ-технологиями.

Многие участники конференции отметили значимость этой площадки для телеком-отрасли Сибири: широкая география участников и выступающих, разнообразие форматов, разносторонняя тематика мероприятия – делают Telecom Siberia уникальным событием, аналогов которому нет на территории Сибирского региона.

О важности конференции в приветственной речи упомянул А. В. Дюбанов, руководитель Департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области: "Площадка Telecom Siberia – очень важная, потому что отраслевые тенденции наиболее динамично меняются именно в телекоммуникационной сфере. Я вижу, что среди присутствующих, действительно, люди, определяющие развитие отрасли в регионе. Это хорошая возможность найти пути взаимодействия участников отрасли между собой и с органами власти, чтобы двинуться общим фронтом на устранение барьеров, препятствующих динамичному развитию ИКТ-сферы".

Развитие телеком-отрасли Сибири неразрывно связано с общероссийским вектором: участники регионального рынка не могут не ориентироваться на федеральных игроков. Поэтому достаточно актуально прозвучал доклад Елены Кохановской (ОАО "МТС") о видении развития рынка российского телекома "глазами" одного из ведущих мобильных оператораторов. "Это не призыв к действию, это только наше мнение", – предварила своё выступление Елена, однако, мнение участника "большой тройки" вызвало значительный резонанс в аудитории. В докладе были обозначены следующие тенденции: доходы от голоcовой связи на мобильном рынке больше не растут (растет всё, что "не голос"); динамика ШПД четко идет по ниспадающей; ставка делается на платное ТВ, продажу контента и наращивание качественной абонентской базы.

"У интегрированных операторов, предоставляющих широкий спектр телекоммуникационных услуг, больше шансов выжить на рынке", -
 Е. Кохановская, ОАО "МТС"

"Региональные провайдеры хотят продаваться", – говорит Сергей Дьячков (DSO Consulting). В своем докладе Сергей проводит аналогию рынка телекоммуникационных услуг с ритейлом, отслеживая похожие тренды в развитии обеих отраслей: наращивание активов путем слияний и поглощений, капитализация, региональная экспансия. В подтверждение своих слов, Сергей привел несколько примеров компаний ритейла и телекома со схожими "сценариями", но аудитория такое сравнение не приняла бесспорно.

"Рентабельность будет снижаться, а конкуренция – расти. Операторы сначала будут жаловаться, а потом – примутся за работу", – С. Дьячков, DSO Consulting

По-прежнему, одним из самых очевидных отраслевых «провалов» в регионе является цифровое неравенство: в областных центрах конкурирующим телеком-компаниям становится слишком тесно, а периферия до сих пор знает, что такое "таксофон".

Председатель координационного совета по информационным ресурсам, технологиям и связи Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" И. В. Дадыкин в своем выступлении отметил, что в Сибири создана мощная телекоммуникационная инфраструктура для предоставления широкого спектра услуг.

Говоря непосредственно о развитии электронного правительства, Иван Дадыкин отметил, что актуальность этого направления деятельности становится все острее: с 1 июля 2012 года вступает в силу ФЗ №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". "Мы имеем положительную динамику, – сказал Иван Дадыкин. – В 2011 году подписано и реализовано 30 государственных контрактов с 10 субъектами и одним муниципальным образованием Сибирского федерального округа. В рамках этих контрактов на Единый портал государственных услуг выведены 294 региональные и муниципальные электронные услуги".

А. В. Дюбанов заявил, что Новосибирская область – единственный регион, который имеет внятную программу и механизм финансирования, по сути государственно-частное партнерство, для развития телекоммуникаций и снижения барьеров цифрового неравенства на селе. Однако вмешательство государства необходимо не только в отдаленных районах, но и в самом Новосибирске есть проблемы, которые бизнесу не преодолеть без поддержки власти.

"Многие операторы, чьи оптоволоконные магистрали построены путем подвеса проводов на столбы городского освещения, опоры электропитания троллейбусного и трамвайного парка, местных сетей электропитания, вышли "в белую". Мэрия в прошлом году провела огромную работу по ревизии и учету использования всех опор, и в итоге – заставила операторов перезаключить договора, исключив неучтенное размещение. Но письменное коллективное обращение более десятка операторов в наш департамент говорит о том, что для них "белое" оказалось "черным": выставляемая стоимость аренды опор, а в письме приводится анализ в сравнении с рядом других регионов, необоснованно высока и ставит под угрозу бизнес провайдеров, что, как следствие, отразится на качестве и стоимости телекоммуникационных услуг для населения. Мы по этим фактам проводим проверку и, надеюсь, совместно с мэрией найдем в самое ближайшее время решение, которое устроит все стороны", – А.В. Дюбанов, Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области

Конкуренции за "сельского абонента" в ближайшей перспективе не предвидится, а, вот, жители мегаполиса – это рынок спроса сегодняшнего дня. Плотность предложения неуникальных телекоммуникационных услуг в областных центрах Сибири, действительно, уже достаточно велика. Конкуренция, в итоге, заставляет использовать качественные инструменты продвижения и PR. Основатель единственной в России компании, узко специализирующейся на PR-услугах для ИТ и ИКТ отраслей, Филипп Гуров (КГ "Гуров и партнеры") отметил важные особенности в продвижении телекоммуникационных компаний и поделился собственными практическими наработками.

"Мода на социальные и ньюмедиа – это всего лишь мода, и она проходит. Поэтому не стоит тратить все бюджеты на ньюмедиа, надо проводить и традиционные кампании. А также учитывать необходимость воспитания "евангелистов" – лояльных пользователей, которые сами продвигают ваш продукт", – Ф. Гуров,
 ГК "Гуров и партнеры"

Конкуренция за потребителя приводит к необходимости наращивания технических параметров предлагаемых телекоммуникационных услуг. Увеличение объемов потребляемого трафика и возрастающий интерес к качественному видеоконтенту необходимо поддерживать соответствующей сетевой инфраструктурой. Проблема российской сети: слишком сложное внутрисетевое взаимодействие. Об этом говорил Сергей Киселёв (MSK-IX) в своем выступлении, посвященном развитию публичного пиринга в России. Он отметил, что сетевая интеграция пока не достигла нужного уровня. Наблюдается потенциал для развития публичного пиринга в регионах. В перспективе это позволит сократить маршруты передачи данных между сетями и снизить затраты на трафик, что, в свою очередь, повысит доступность локальных и национальных контент-ресурсов для пользователей.

"Наличие нейтральной платформы Internet Exchange в регионе способствует повышению доступности локальных и национальных контент-ресурсов для пользователей", – С. Кисилев, MSK-IX

Юридические аспекты деятельности телекоммуникационных компаний – важный показатель развития отрасли. Причем, важно как соблюдения закона в отношении защиты потребителя, так и в отношении защиты бизнеса участников рынка.

Тему о правах потребителя услуг интернет-провайдеров подняла Елена Стафиевская (ЗАО "Сибирская Юридическая Компания"). В ситуациях, когда происходят отключения по вине провайдера, потребитель может оспорить в судебном порядке дополнительные права на абонентское обслуживание, денежные компенсации в размере неустойки, морального вреда, а также убытков в размере реального ущерба или упущенной выгоды. Елена обратила внимание на важность отдельных пунктов абонентского договора, которые помогут обезопасить бизнес провайдеров.

Острую проблему несоответствия законодательства и судебных решений в отношении провайдеров поднял В. Н. Корвацкий (НО "Национальная Ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей"). Речь об исках в сторону провайдеров за распространение информации запрещенного содержания (экстремизм, порнография, азартные игры и т.д.). Проблематика выступления основана на том, что провайдер не может нести ответственность за содержание сайтов; и закон не возлагает этой ответственности на интернет-провайдеров. Однако, решения суда, в большинстве случаев, оказывается против бизнеса поставщиков телекоммуникационных услуг.

"Провайдер – это транспорт в Интернете, он не может отвечать за содержание контента. Это всё равно, что объявить соучастником водителя автобуса, в котором едет террорист", – В. Н. Корвацкий, НАДИКС

Эмоциональное выступление Владимира Николаевича переросло в интерактивную дискуссию, которую поддержали модераторы Сергей Дьячков и Александр Мохонько (ЗАО "RISS-Telecom" ТМ "BusinessBox").

В рамках программы конференции также состоялся круглый стол "Сибирь – Enter", посвященный вопросам обустройства регионального сегмента электронного правительства.

Развитие темы пиринга было продолжено на техническом семинаре NSK-IX. Александр Ильин, технический директор, и Михаил Гришин, ведущий инженер MSK-IX, рассказали об архитектуре Новосибирского Internet Exchange, дали рекомендации по настройке оборудования и использованию IPv6. В планах по развитию пиринговой сети в Новосибирске – наращивание аудитории и рост скоростных показателей сети за счет усовершенствования технической базы.

В завершении первого дня работы конференции партнер мероприятия – компания MSK-IX пригласила всех участников к неформальному общению во время фуршета.

Вечерняя программа состоялась на территории первого Сибирского вертолетного клуба "РосИнсталАвиа".

Второй день Telecom Siberia 2012 прошел в рабочей атмосфере: сначала участники создавали сценарии будущего развития телекома в рамках форсайт-дискуссии; а затем состоялась серия практических докладов в рамках секции Business Support, модератором которой выступил Сергей Юрьевич Голубицкий, президент Клуба ИТ Директоров (Новосибирск).

На конференции присутствовали более 140 участников из Новосибирской области, Алтайского и Красноярского краев, Томской, Омской, Кемеровской областей, Ханты-Мансийского АО, Москвы, Санкт-Петербурга.

Организатор конференции Telecom Siberia 2012 – агентство стратегических коммуникаций "В`ДА" – благодарит партнера мероприятия – компанию MSK-IX – Московский Internet Exchange.

Благодарит Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, а также информационных партнеров: "Российскую газету", "РБК-Новосибирск", "Business FM – Новосибирск" и др.