Напишите нам

Пресса о нас

16 июля 2012 года

"Диалоги с профи" для школы public relations PAVILLON

Максим Сушко: Филипп, существует ли определение PR в Интернете, которое на Ваш взгляд оптимальное? Существуют ли существенные отличия PR в Рунете и PR в Интернете.

Филипп Гуров: Давайте тогда дадим определение PR с использованием принтера или телефона. Интернет - это не более чем платформа для работы, - он используется в каждой PR-кампании: для сбора информации, распространения пресс-релизов, переписки с клиентами. Можно говорить о тех или иных специфических интернет-инструментах, но любые попытки противопоставить PR в Интернете продвижению в офлайне ни к чему хорошему не приведут!

Если же говорить о конкретных технологиях, в каждой стране есть своя специфика. Есть вещи, которые лежат на поверхности - разный уровень проникновения Интернета, развитость платежных систем и т.п. Есть разница и в самих подходах к работе. Россия, к примеру, - едва ли не единственная страна в мире, где к веб-дизайну с самого начала относились как к искусству. У нас уже сформировалась культура использования коммерческих CMS (систем управления контентом). А вот уровень usability сайтов оставляет желать лучшего - об интересах пользователей почти никто не думает.

М. С.: Немного о советах. Сегодня Интернет в буквальном смысле кишит предложениями о продвижении интернет-проектов. К сожалению, попадаются некачественные услуги, за счет которых происходит осваивание денег и не более. Но как быть, если необходим результат. Подскажите, какие вопросы может задать клиент компаниям, предлагающим услуги PR в Интернете, чтобы определить их компетентность и отсеять сомнительные предложения.

Филипп Гуров: Посетите офис потенциального подрядчика, познакомьтесь с теми специалистами, которые будут реализовывать ваш проект. Почитайте информацию в СМИ и Интернете об этой компании. Обратите внимание на портфолио, запросите рекомендации клиентов и обязательно проверьте их, если испытываете какие-то сомнения. Для PR-агентств определенным показателем качества является членство в профессиональных ассоциациях - АКОС или РАСО. Для веб-студий - высокие позиции в профессиональных рейтингах. Кроме того, начать сотрудничество можно с «пилотного», небольшого проекта. Так вы сможете оценить сильные и слабые стороны своего партнера с минимальными рисками.

М. С.: Как вы считаете, рынок PR в Интернете освоен, либо его предстоит только осваивать? Популярен ли PR в Интернете на Западе?

Филипп Гуров: Западные PR-специалисты широко используют возможности Интернета. Посмотрите хотя бы на последние президентские выборы в США - там интернет-технологии сыграли очень важную роль.

В нашей стране в последнее время также появилось множество агентств, специализирующихся на продвижении в Сети. Спрос на подобные услуги превышает квалифицированное предложение, возможности для входа на рынок ещё остаются. Однако клиенты заинтересованы в том, чтобы PR-агентства решали весь комплекс коммуникационных задач, не ограничивались исключительно Интернетом. Поэтому наиболее конкурентоспособными останутся опытные PR-агентства, открывшие у себя профильные «интернет-департаменты».

М. С.: Филипп, как Вы относитесь к термину «черный PR», не считаете ли Вы его противоречивым?

Филипп Гуров: Что такое «черный PR»? Анонимное распространение ложной информации? Любой негатив в СМИ? «Джинса»? Получение денег от клиентов «черным налом»? У PR-специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Сам термин появился благодаря резонансным политическим акциям 90-х годов и был широко растиражирован СМИ.

Применительно к бизнес-коммуникациям, я бы этот термин вообще не использовал. Опытные PR-специалисты могут убедительно продемонстрировать сильные стороны заказчика, его реальные преимущества перед конкурентами, не нарушая профессиональную этику и действующее законодательство.

М. С.: Растет ли востребованность PR услуг в Интернете, и с чем это связано?

Филипп Гуров: Буквально на днях был опубликован отчет Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Там дается однозначный ответ: цифровые коммуникации (digital PR) стали «одним из движущих факторов PR». Необходимость использования новых технологий постепенно осознают клиенты. В 2009 году компании по всему миру расширили свою деятельность в этом направлении. Во всех странах ожидается продолжение роста (фактически удвоение в 2010 году). Хотя процентное соотношение чистой прибыли, полученной PR-агентствами от этих услуг, до сих пор невелико (5-15%).

М. С.: Вопрос по практике. Некоторые интернет-сервисы имеют возможности автоматически публиковать пресс-релизы и статьи. Но как быть, если кто-либо из недоброжелателей публикует на таких сервисах неправдоподобную информацию о компании или персоне, которая способна нанести удар по репутации. Могли бы Вы дать советы для начинающих специалистов как можно с этим бороться?

Филипп Гуров: Неправдоподобную? Т.е. ту, в которую никто не поверит? Если вы имеете в виду «клевету», то вопрос можно решить юридическими методами. Если же речь идет о публикации правдивой, но неприятной для вас информации, надо оценить «масштаб бедствия», и, возможно, использовать технологии антикризисного PR.

Что касается «релизоприемников», то здесь я не вижу вообще никакой проблемы. Подобные случаи «дезинформации» носят единичный характер. Журналисты не так часто используют в работе подобные сервисы, и, как правило, перепроверяют информацию (например, заходя на официальные сайты). На большинстве «релизоприемников» необходимо заранее пройти процедуру регистрации, что усложняет жизнь «недоброжелателям». И, наконец, если вы обратитесь к редактору или модератору сайта и объясните суть проблемы, он оперативно удалит пресс-релиз.

М. С.: На Ваш взгляд, какое будущее у профессии PR-специалиста?

Филипп Гуров: Главный тренд - отраслевая специализация. Особенно сильно будут востребованы специалисты по PR в сфере высоких технологий, энергетики, фармацевтики, ряда других отраслей. Восприятие PR клиентами становится всё более утилитарным (и не только благодаря экономическому кризису). Заказчики по всему миру уже «наигрались» в PR и хотят получать от коммуникационной деятельности конкретные и понятные результаты.

М. С.: Напоследок, продолжите фразу: «PR для меня это ....»

Филипп Гуров: Гармонизация отношений с окружающим миром. Решение бизнес-задач с помощью коммуникационных технологий.

Беседовал Максим Сушко