Напишите нам

Пресса о нас

22 декабря 2010 года

Журнал "Советник", №11

PR для НИИЧАВО

Дойти до ручки

Перед PR-специалистами магия бессильна. Если бы в московское PR-агентство забрел Гарри Поттер, ему бы не то что отказали в услугах, его бы метлой огрели. В лучшем случае просто похохотали над ним от души.

Экстрасенсов, знахарей, гадалок и иже с ними большинство PR-агентств до сих пор стараются обходить стороной. Услуги вышеперечисленных сомнительны, и это один из основных факторов, отталкивающий многих PR-специалистов. Другой фактор - репутация. По мнению директора агентства "PR-партнер" Инны Алексеевой, сотрудничество с магами-экстрасенсами означает, что агентство дошло до ручки.

Зевс и подрядчики

Филипп Гуров, директор агентства "Гуров и партнеры", так рассказал о заказе, поступившем от любителя поболтать с потусторонними силами: «Это было еще задолго до "Гуров и партнеры". К нам по рекомендации web-студии приходил суровый маг неславянской наружности. Он делал сайт, с помощью которого можно было общаться с Зевсом, Иисусом и другими божествами и историческими деятелями. Насколько я смог понять, пользователи постепенно продвигались в своем развитии, слушая разные аудиозаписи (за каждую следующую надо было платить). Эта чудо-технология каким-то образом на халяву досталась магу, и он решил ее монетизировать. Но, увы, все web-разработчики, копирайтеры и прочие PR-подрядчики его жестко кидали на деньги. На подписании договора с нами маг начал очень волноваться, то ему не нравилось, что договор подписывает сотрудник по доверенности, то ему не нравилось, что генеральный директор сидит в другом офисе.

Когда я наивно спросил его, не может ли ему Зевс помочь с выбором подрядчиков, маг решил, что я над ним издеваюсь (я тогда не смог сдержаться и расхохотался). Чудом избежал проклятия, с магом мы так и не начали работать».

Космические дали

Вне всяких сомнений, причина подобных отказов лежит именно в сомнительности услуг, которые оказывают колдуны всех мастей. Причем сомнительны не только услуги, но и сама потребность в PR.

Если анализировать рынок колдунов, целителей, гадалок, то можно выделить две категории. В первую попадут те, для кого это чистый бизнес, граничащий с мошенничеством, а во вторую - кто и в самом деле обладает какими-то способностями или знаниями.

Исходя из данных категорий можно сделать простые выводы: если сфера деятельности колдунов-целителей - это бизнес, то PR ему не помешает, но в силу того, что мошенничество - преступление, ни одно нормальное PR-агентство не возьмется за такую работу. Но, как сказано выше, это бизнес, граничащий с мошенничеством, что совершенно другое понятие, иначе колдуны, гадалки давно бы сгорели на огне российского правосудия. В данном случае агентство само решает, будет оно сотрудничать с таким клиентом или нет. В большинстве случаев, как утверждает ЖЖ-юзер gvezdnyj_svet, такие клиенты "бывают посланы в космические дали".

Если отдельно говорить о народных целителях, то их деятельность подлежит государственному лицензированию.

Отбросив в сторону скептицизм, можно предположить, что у кого-то действительно есть какие-либо способности. Тогда тем более PR ему не нужен, так как в данном случае этот маг-целитель сможет оказать такие услуги, которые повергнут в шок общественность, и он благодаря народной молве станет известным и без помощи PR-специалистов.

Большую часть "паранормальных" бизнесменов представляют одиночки, которые пользуются для рекламы своих услуг только Интернетом.

"В услугах PR-агентств я не нуждаюсь, просто даю скромную рекламу в Интернете. У меня есть сайт, где любой желающий может оставить отзыв", - говорит Евгения Бояринова, "потомственная гадалка".

То же самое можно сказать о десятках других ее коллег. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть газету с рекламными объявлениями. Впрочем, можно ввести в поисковике слово "гадалка", но в данном случае следы будут вести к участникам шоу "Битва экстрасенсов".

Битва пиарщиков

На ТНТ передача "Битва экстрасенсов" переживает аж девятый сезон и стала своеобразной "Фабрикой звезд" для экстрасенсов всех мастей.

Благодаря усилиям ТНТ экстрасенсорика превратилась в бизнес "с человеческим лицом", а для некоторых и в шоу-бизнес - в обоих случаях без PR-не обойтись. Участники объединяются в своеобразные гильдии - на одном сайте нередко предоставляют услуги несколько экстрасенсов. Одним из таких примеров можно считать сайт организации "Линия жизни". «У меня были сомнения по поводу сотрудничества с экстрасенсами, - сообщил по телефону Арсен Аристакесян, директор по связям с общественностью центра "Линия жизни".

- Но сомнения есть у каждого человека, человек сомневается даже в том, хороший ли он купил хлеб в магазине. В данном случае меня успокаивает то, что я имею дело не с шарлатанами, а с людьми, отвечающими за то, что они делают. Их знают в лицо, поэтому в данном плане шоу "Битва экстрасенсов" оказало огромную услугу российскому рынку оккультных услуг, придав ему более конкретные черты, четко отделив профессионалов от шарлатанов».

Ответить на вопрос, в частном порядке он сотрудничает с центром или от лица PR-агентства, Арсен Аристакесян отказался.

Также как и с народными целителями и колдунами, вопрос о качестве оказываемых ими услуг - это вопрос, на который каждый ищет ответ персонально. Например, в агентстве "PRОПАГАНДА" не верят даже тому, что все участники "Битвы экстрасенсов" действительно специалисты в своей области. Все тот же Арсен Аристакесян старается уйти от ответа на вопрос, помогают ли ему экстрасенсы предпринимать удачные действия в сфере PR.

И, возможно, сомнения тут не беспочвенны. Хотя бы в силу того, чем эти экстрасенсы занимаются. Так, Нонна Хидирян, участница 4-го сезона "Битвы экстрасенсов", знаменита тем, что точно назвала возраст, когда депутат белгородской думы Маша Малиновская потеряла девственность. Она только раздумывает о том, не обратиться ли ей в PR-агентство: "Услуги пиарщиков нужны для поддержания талантов. Я думала над тем, чтобы обратиться к пиарщикам, но на данный момент мне это не нужно..."

А с некоторыми водятся

PR-агентство "Успех" с энтузиазмом взялось за Дарью Миронову - ясновидящую, парапсихолога, магистра народной медицины и лауреата конкурса "Лучший целитель России последнего десятилетия ХХ века".

Дозвониться до Марины Фокиной, PR-менеджера Дарьи Мироновой, так и не удалось. Судя по тому, что агентство "Успех" специализируется в сфере шоу-бизнеса, работа с Дарьей Мироновой строится по канонам данной отрасли: "Успех" обеспечивает г-же Мироновой радиоэфиры, интервью и т. д.

Но бывает и так, что услуги PR-специалистов не менее сомнительны, чем услуги самих экстрасенсов. По крайней мере, их квалификация - точно. Диларам Сапарова, по образованию повар-кондитер, лечит болезни, снимает порчу и сглаз. PR-директор экстрасенса оказался настолько стеснительным, что отказался называть свое имя. Письмо, пришедшее от него, подписано неким Климом. По его мнению, особенность работы PR-специалиста "заключается прежде всего в том, что бы об этом человеке (будь то это певец, телеведущий или экстрасенс) узнало как можно больше народу" (орфография и пунктуация сохранены). На письмо с вопросом, помогает ли ему в его работе экстрасенс Сапарова, ответ так и не пришел.

PR - это черная магия

Оказывается, нелюбовь у экстрасенсов и PR-агентств взаимная. Более того, те считают пиарщиков практически своими коллегами.

- Можете ли вы помочь PR-агентству в его работе?

- Мы не занимаемся черной магией, - ответил специалист центра "Линия жизни".

Пришлось объяснять, что пиарщики не черные колдуны, а что-то вроде добрых волшебников. Тем не менее добрым волшебникам придется заплатить 60 тыс. рублей за двухчасовой сеанс. Если вы руководитель PR-агентства и ваш бизнес терпит неудачу за неудачей, не забудьте прихватить на такой сеанс что-нибудь со своего стола. Зубы у конкурента не выпадут, об этом экстрасенс сразу предупредил, но каким-то чудодейственным способом на вас посыплются заказы.

Колдуны превратятся в психологов

Есть опасения, что лавочку под названием "Битва экстрасенсов" могут прикрыть. 5 июля комитетом Госудумы по экономической политике был рекомендован к принятию в первом чтении законопроект, запрещающий рекламу услуг целителей, экстрасенсов, магов и т. д. В Интернете прошел слух, что в случае принятия законопроекта шоу "Битва экстрасенсов" будет закрыто.

Как показывает опыт белорусских коллег, законопроект практически никак не отразится на деятельности PR-агентств, сотрудничающих с подобными клиентами. В Белоруссии подобный закон был принят в 2008 году, но реклама никуда не исчезла, просто все маги и колдуны поголовно стали именовать себя психологами. Не исключено, что так же будет и в России. Некоторые, как гадалка Евгения Бояринова, уже начали готовиться - получают диплом психолога.

Возможно, если корабль "Колдун" переименуют в "Психолог", большее число PR-агентств согласится отправить его в плавание, ведь сотрудничество с психологами не будет означать, что агентство дошло до ручки.

Подготовил Сергей Бабин

Читать статью