Пресса о нас

5 апреля 2010 года

Портал Sovetnik.ru

Гадание на PR-рынке от "Сокур и партнеры"

31 марта PR-агентство "Сокур и партнеры", взявшее на себя роль "смотрителя" рынка PR, опубликовало свой очередной отчет, согласно которому общий его объем сократился на 15% за 2009 г. и составил около $850 млн, как и было предсказано здешними аналитиками в предыдущем отчете. Восстановление, - утверждают в агентстве, - идет довольно быстро, но несколько ниже ожидаемого прогноза - $930 млн, взявшегося неизвестно откуда.

Далее специалисты "Сокур и партнеры" утверждают, что, несмотря на большое количество тендеров, которые проходили осенью 2009 г., и намерения компаний вновь активно взяться за коммуникационные программы, многие их виды, в том числе и большая часть контрактов на постоянное PR-сопровождение, были отложены и перенесены на текущий год. Кроме этого, были сокращены число и масштаб мероприятий для СМИ. И вот, в начале весны, специалисты "Сокур и партнеры", отличившиеся тем, что в июле 2008 г. в момент, когда уже грянул кризис, предсказали рост рынка в 50% до $1 млрд, отмечают оживление клиентской активности.

Пытаясь представить общую ситуацию на рынке, здесь утверждают, что спрос на PR-услуги в прошлом году довольно сильно отличался в разных отраслях экономики. Например, PR-бюджеты фармацевтических, автомобильных, телекоммуникационных и IT-компаний показали небольшой рост. А вот индустрия роскоши и рынок недвижимости, напротив, продемонстрировали очень большой спад, в частности, это относится к заинтересованности работать со СМИ. Финансовый и банковский сектор демонстрировали динамку спроса на коммуникационные услуги, больше похожую на американские горки.

Из дальнейших глубокомысленных рассуждений следует, что произошло переосмысление PR-инструментария. "На место сумасшедших креативных идей пришли выверенные стратегические решения, ориентированные на долгосрочную перспективу, - констатирует руководитель компании Дмитрий Сокур. - Основными критериями при выборе PR-агентства стали: опыт, связи и четкое следование коммуникационной политике. Особое внимание компании стали уделять прогнозированию результатов, оценке достижений на основании ключевых индикаторов результативности (KPI)".

Чтобы подтвердить свои утверждения о якобы не таком уж и плачевном состоянии рынка PR, здесь указывают на более драматическую ситуацию на рынке маркетинговых коммуникаций, где, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, падение в прошлом году составило 27%, и делают вывод о перераспределении маркетинговых бюджетов в пользу PR, росте роли кризисных коммуникаций, а также активном развитии цифрового PR. При этом в "Сокур и партнеры" ссылаются на оценки Mindshare Interaction, согласно которым, в 2009 г. рынок интернет-рекламы в России достиг уровня 15,6 млрд руб., что на 6% выше показателя 2008 г.

Что касается 2010 г. то, по прогнозам "Сокур и партнеры", особым успехом будут пользоваться все инструменты коммуникаций в Сети - блоги, онлайн-видео, подкасты, кросс-брендинг. Важное место будет уделяться проектам с социальными сетями и социальными медиа. Дополнительный толчок к развитию получат интегрированные программы, которые будут объединять рекламу в Сети с контентными проектами и другими PR-инструментами.

Также, по расчетам агентства, рынок PR в 2010 г. продолжит рост и даже опередит 2008 г. "Абсолютно четкая перспектива развития – ориентация на Интернет, большое внимание не только к корпоративным и продуктовым коммуникациям, но и развитию бренд составляющей, - утверждает Дмитрий Сокур. - В перспективе ближайших трех лет рынок PR-услуг может утроиться и достигнуть рубежа $3 млрд".

Однако, такого рода оптимизм, генеральный директор центра коммуникативных технологий "PRОПАГАНДА" Андрей Степанов считает не обоснованным. По его мнению, рынок PR является одним из самых закрытых в сфере услуг, поэтому все оценки и прогнозы его развития носят относительный характер. "Объем рынка услуг в области связей с общественностью в 2009 г. не превысил $750 млн, а его падение составило более 25%, - утверждает он. - В начале 2010 г. на рынке наметилось заметное оживление клиентской активности, которое было обусловлено, прежде всего, тем, что компании открыли финансовый год. Вместе с тем, бюджеты по-прежнему остались на уровне 2009 г., на рынке госзакупок затишье, более того, есть кулуарная информация о том, что бюджет опять секвестрируют, поэтому говорить о росте рынка PR-услуг было бы преждевременно. Вместе с тем, в некоторых отраслях действительно отмечался рост PR-бюджетов. Так фармацевтические компании активно "поддерживали" эпидемию "свиного гриппа", чтобы не дать упасть спросу на средства и лекарства по борьбе с ним, автомобильные и телекоммуникационные спасали стремительно сокращающиеся продажи свей продукции. По моим прогнозам, объем рынка PR-услуг в 2010 г. останется на уровне предыдущего года".

Картина на региональном PR-рынке, а именно Новосибирска, Томска и Красноярска, также не внушает оптимизма, отмечает руководитель новосибирского агентства "Банзай" Тамара Соболевская. "Региональные PR-бюджеты в 2009 г. сократились на 50-70%. Можно даже сказать, что во многих компаниях PR исчез как постоянное направление работы. На 2010 г. рост в Сибири все-таки ждут - до 20% по бюджетам крупных компаний. Часто называют "обще-средне-прогнозную" цифру в 10-15 %. Я предполагаю, что рост PR-услуг в Сибирском регионе составит максимум 5%, потому что не с чего взяться другим цифрам - кардинально никаких улучшений в развитии региональной экономики не происходит. Что касается роста PR в Интернете, это утверждение далеко от истины. На самом деле в клиентских бюджетах немного подросла доля рекламы у "китов" Интернета – в Новосибирске, например, таковым является портал НГС, который, по некоторым оценкам, зарабатывает до 100 млн руб. в год. Еще сложнее говорить о влиятельности частных ресурсов, блогов и ЖЖ. Скажу грубо, но справедливо: попытки блогеров привлечь внимание к своим "возможностям влияния" – не более чем провинциальные разводки", - заявляет г-жа Соболевская.

"Действительно, у PR появилась направленность в Интернет и социальные сети. Но из-за фактической стоимости контакта бюджеты там чрезвычайно низкие, хотя присутствие кампаний в тех же социальных сетях нельзя назвать незначительным. Как бы то ни было, объем рынка они не делают", - говорит в свою очередь глава агентства "ПРОСТОР. PR & Консалтинг" Роман Масленников. - При этом он все же прогнозирует "укрупнение PR-заказов". "В портфелях перспективных PR-агентств, по его мнению, будут преобладать не отдельные микро-кампании продуктов, брендов, фирм, а проекты многонаправленного значения". Не сомневаюсь, - заключает он, - что заказы уйдут также к современным новым "бутиковым" PR-агентствам, которые славны тем, что "умеют сейчас", а не тем, что "раньше умели". Что касается самого отчета "Сокур и партнеры", сложно посчитать реальные цифры, так как большинство PR-тендеров носят закрытый характер. И закрытость, как я вижу, растет".

Не понимает, откуда взялись цифры в отчете агентства и руководитель "Гуров и партнеры" Филипп Гуров: "Мне совершенно непонятна методика агентства. Коллеги не поясняют, как именно проводили исследование и что они вообще подразумевают под PR-рынком. Конечно, можно взять опыт одного, не самого крупного, московского PR-агентства и экстраполировать на всю отрасль без учета региональной специфики. Но можно ли всерьез воспринимать эти данные?".

Вероника Данилина

Читать статью