Пресса о нас

11 июля 2008 года

Портал "Реклама в России"

PR для IT

Филипп, в чем специфика работы PR-агентства с ИТ-компаниями?

Оптимальная форма взаимодействия с PR-агентством – абонентское обслуживание. В среднем гонорары российских агентств составляют 250-400 тысяч рублей в месяц. Требования к квалификации пиар-специалистов очень высоки. Пиарщик должен свободно говорить на языке технических специалистов, уметь интересно рассказать об ИТ-продуктах или услугах целевым группам, людям, принимающим решения. По сути, чтобы заниматься пиаром ИТ-компаний необходимо чувствовать и любить этот рынок. Российский PR постепенно сегментируется. К примеру, агентство "Гуров и партнеры" специализируется на продвижении интеллектоемкого бизнеса, а каждый третий наш проект делается в интересах ИТ-компаний. Полагаю, через несколько лет в нашей стране могут появиться специализированные PR-компании, которые будут работать только с ИТ-компаниями (причем сегментация может быть и более глубокой).

Есть ли различия с практикой западных коллег?

Конечно, надо делать поправку на более развитый западный ИТ-рынок, с большими оборотами, пониманием необходимости пиара и т.д. Но в целом, если не брать в расчет крупнейшие западные ИТ-компании, принципиальных различий в технологиях продвижения нет. В пиаре российских компаний акценты немного чаще ставятся на личность первых лиц. Пиар носит менее системный характер и часто воспринимается как нечто второстепенное. Западные компании в первую очередь стараются показать портфолио, представить выгоды, которые получают клиенты от сотрудничества с ними.

Какой проект продвижения ИТ-компании вы считаете идеальным для иллюстрации этого направления?

Среди наших проектов наиболее успешным на данный момент, пожалуй, является продвижение компании "Флексис". На разных этапах акценты смещались с пиара технологий на продвижение первых лиц, либо компании в целом. Наша работа включала разработку долгосрочных маркетинговой и пиар-стратегий, создание нового фирменного стиля компании, организацию взаимодействия с целевыми группами, взаимодействие со СМИ, проведение мероприятий. По сути, благодаря системной работе (естественно, речь идет не только о пиаре), под флагами "Флексиса" объединилось все сообщество российских флекс- и флэш-разработчиков. А последнее крупное мероприятие – Russian Flash Awards – стало заметным событием на российском ИТ-рынке. В ближайшие месяцы, я надеюсь, нечто подобное произойдет и с другой "адобовской" технологией, используемой "Флексисом", - LiveCycle. Если речь идет о корпоративных "пиарщиках", мне наиболее интересно то, что делают IBS и Лаборатория Касперского.

Какие основные тренды в продвижении на ИТ-рынке вы могли бы выделить?

Все более востребованными со стороны крупных российских ИТ-компаний становятся услуги в области связей с государственными структурами и связей с инвесторами. Растет уровень проведения российских специализированных выставок и конференций – этот канал продвижения для ряда организаций играет чуть ли не главную роль. Что касается работы со СМИ, появляется дополнительная необходимость работать не только с "айтишными" или деловыми изданиями, но и выстраивать отношения с отраслевыми изданиями – банковскими, "нефтяными", "энергетическими" и т.д.

Нужно ли получать дополнительное образование для того, чтобы заниматься продвижением ИТ-компаний?

Пиар-специалисту нужно очень хорошо разбираться не только в ситуации на рынке, где работает конкретная ИТ-компания, но и представлять себе расклад сил в смежных секторах. Дополнительное образование, на мой взгляд, получать нецелесообразно. В ряде случаев полезно посетить мастер-классы или семинары, посвященные пиару для ИТ-компаний. Чтение специализированной прессы и литературы, опыт работы в данном сегменте, посещение тематических конференций - думаю, этого достаточно. Естественно, необходимо свободное владение английским языком.

Расскажите об известных Вам неэтичных методах продвижения в сфере ИТ?

Честно говоря, с такими случаями я сталкивался крайне редко. Журналисты российских ИТ-изданий очень профессиональны. Разместить "чернуху" в специализированном журнале практически невозможно. Кроме того, в России конкуренция между айти-компаниями пока не такая большая, чтобы прибегать к неэтичным методам. Пожалуй, наиболее "диким" является пиар веб-студий. Хотя местечковые разборки в блогах и небольших интернет-изданиях трудно назвать профессиональным пиаром, а до потенциальных клиентов эта информация просто не доходит. Лично меня напрягают кампании в духе "Каждому заказавшему сайт - проститутка в подарок!". Зачастую, пытаясь использовать вирусные технологии продвижения, российские компании заходят слишком далеко.