Напишите нам

Пресса о нас

19 марта 2019 года

РОЦИТ (rocit.ru)

РОЦИТ заявил о проведении нового проекта по измерению цифровой грамотности граждан

19 марта 2019 года в Общественной палате РФ состоялся Круглый стол «Цифровая грамотность РФ: измерения и работа с гражданами», где эксперты обсудили инновационные форматы взаимодействия с гражданами по измерению и повышению их уровня цифровой грамотности.

На мероприятии выступили представители ИТ-компаний и профильных организаций, осуществляющих деятельность по измерению и повышению цифровой грамотности граждан: Директор РОЦИТ Сергей Гребенников, Член Общественной палаты Российской Федерации Александр Малькевич, Руководитель направления по работе с государственными органами Microsoft Сергей Большаков, Доцент кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Ольга Логунова, эксперт Института развития интернета (ИРИ) Виктор Леванов, Менеджер проектов Департамента по организации юниорских соревнований WorldSkills Russia Александра Шилова и др.

Модератором дискуссии выступила Татьяна Голубовская, директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ.

Александр Малькевич, Член Общественной палаты Российской Федерации, предоставил экспертам площадку для многостороннего диалога с целью повышения цифровой грамотности граждан. Александр поприветствовал гостей, подчеркнув важность измерения и увеличения уровня цифровой грамотности населения, проводимых РОЦИТ.

В связи с ростом популярности этой темы, сегодня большое количество организаций проводит различные проекты по цифровой грамотности, но многие из них, к сожалению, не вызывают доверия. РОЦИТ же является амбассадором в области исследования цифровой грамотности граждан нашей страны. 
Александр Малькевич, Общественная палата РФ

Еще 4 года назад РОЦИТ выступил первой организацией в России, которая подняла вопрос цифровой грамотности населения и провела первый замер всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности граждан РФ — 2015”, нацеленный на оценку уровня знаний, навыков и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета каждому человеку. В 2018 году РОЦИТ в партнерстве с исследовательской группой ЦИРКОН провел уже четвертую волну исследования.

В рамках круглого стола директор РОЦИТ Сергей Гребенников заявил о том, что в 2018 году по сравнению с прошлым годом среднее значение Индекса цифровой грамотности продемонстрировало спад на 1,47 пт. и составило 4,52 пт. из 10 возможных. По словам директора РОЦИТ, это связано сразу с несколькими причинами.

В первую очередь, такое изменение значения Индекса обусловлено увеличением разрыва между показателями цифровых компетенций (5,44 пт.) и цифровой безопасности (3,29 пт.). Это значит, что по мере развития своих цифровых компетенций граждане начали оценивать свои навыки и умения в области цифровой безопасности более критично. В частности, начали чаще сомневаться в том, способны ли защитить свои персональные данные, починить устройство, которое атаковали вирусы, и понять, какой контент перед ними: легальный или нелегальный.
Сергей Гребенников, РОЦИТ

Говоря о развитии цифровых компетенций, Сергей отметил значительный рост 3 показателей: пользования государственными сервисами и службами онлайн, проведения финансовых операций через интернет и обращения к интернету как источнику новостей о стране и мире. В частности, с 2015 года доля граждан, не пользующихся электронными госуслугами, снизилась с 70% до 26%; а доля тех, кто никогда не обращается к интернету как источнику новостей о стране и мире, уменьшилась в 5 раз. Среди финансовых операций наиболее востребованным для граждан остается использование мобильного банка. При этом, с 2016 года значительно выросла доля граждан, осуществляющих оплату товаров и услуг онлайн в российских интернет-магазинах (с 23% до 31%), что свидетельствует о росте доверия граждан российской отрасли e-commerce.

В ходе своего выступления Сергей Гребенников также анонсировал новый проект РОЦИТ — Digital Диктант, который будет проведен в партнерстве с Microsoft и позволит каждому участнику узнать свой уровень цифровой грамотности, а также прокачать цифровую культуру и развить способность защищать себя в сети.

Эта акция — очень важный шаг навстречу пользователям, который поможет нам обеспечить личный подход к каждому. Мы не только покажем, кому каких знаний не хватает, но и дадим полезные советы, как их восполнить. И что не менее важно, принять участие в Digital Диктанте сможет любой желающий.
Сергей Гребенников, РОЦИТ

Ольга Логунова, доцент кафедры общей социологии НИУ ВШЭ, указала на рост цифрового потребления в целом и на то, что люди разных полов и возрастов по-разному используют цифровые устройства в повседневной деятельности.

Мы видим каким образом изменяется цифровое потребление, когда пользователи овладевают различными устройствами. Появляются различия и в паттернах поведения, во владении устройствами между людьми разных полов и возрастов. Наблюдается включение людей в цифровизацию: уровень их компетенций повышается за счет увеличения частоты ежедневных практик пользования цифровыми устройствами.
Ольга Логунова, НИУ ВШЭ

Виктор Леванов, эксперт Института развития интернета (ИРИ), объяснил важную роль государства в повышении уровня цифровой грамотности. Также эксперт рассказал о проекте для чиновников, который обучает их правильным коммуникациям в онлайне и повышает их уровень цифровой грамотности.

Государство должно брать на себя функцию повышения цифровой грамотности, причем повышения направленного и с использованием различных прикладных методов. Мы уже вводим проект “Цифровой регион”, учим чиновников тому, как коммуницировать с гражданами в онлайн-пространстве, а также повышать их цифровую грамотность. Также мы планируем обеспечить функционирование образовательных курсов по теме критического мышления, чтобы учить людей тому, какую информацию в интернете можно воспринимать всерьез.
Виктор Леванов, ИРИ

Александра Шилова, менеджер проектов Департамента по организации юниорских соревнований WorldSkills Russia, рассказала про чемпионат Digital Skills, взаимодействие с РОЦИТ и о том, какие пробелы в цифровой грамотности у школьников необходимо закрывать в приоритетном порядке.

Участниками нашей диагностики стали 65000 тысяч школьников из пилотных регионов. Только 34% школьников продемонстрировали высокий уровень цифровой грамотности. Результаты показали средний рост цифровой грамотности с возрастом по всем трем показателям: чем выше возраст участников, тем выше показатели. Наиболее слабые результаты дети показали в знании финансовых онлайн-инструментов, по критическому восприятию информации, по культуре взаимодействия в социальных сетях и по уровню защиты своих персональных данных.
Александра Шилова, WorldSkills Russia

Руководитель направления по работе с государственными органами Microsoft Сергей Большаков, рассказал об измерении индекса цифровой культуры, его корреляции с различными показателями, такими как ВВП, индекс безопасности граждан, а также указал на важность устойчивого цифрового развития в стране.

Индекс цифровой культуры, который измеряется нами уже 3 года, касается вопросов коммуникации, особенно коммуникации в социальных сетях. Это хорошая возможность сравнить разные страны друг с другом. В Российской Федерации есть устойчивое экологическое, транспортное развитие, но цифрового устойчивого развития нет, если говорить о грамотности, о знаниях и о безопасности. Поэтому мы очень поддерживаем то, что делает РОЦИТ.
Сергей Большаков, Microsoft

Филипп Гуров, генеральный директор “Гуров и партнеры”, выразил мысль о том, что обучение интернет-пользователей проходит в неправильном формате. Эксперт считает, что необходимо не учить пользователей использовать какие-то конкретные устройства и сервисы, а объяснить им методы самостоятельного изучения и использования новых интерфейсов и гаджетов.

Рассматривать цифровую грамотность в отрыве от других показателей и развития цифровых технологий бессмысленно. У нас существуют проблемы цифрового неравенства, цифровой деменции, а также отсутствуют мероприятия, где людей будут обучать использованию новых интерфейсов и гаджетов. Пока мы пытаемся научить пользователей чему-то конкретному, технологии уходят вперед. 
Филипп Гуров, “Гуров и партнеры”

Также в рамках дискуссии эксперты обсудили:

  • Необходимость повышения цифровой грамотности не только на государственном, но и на корпоративном уровне.
  • Способы повышения цифровой грамотности в офлайн-формате.
  • Вопросы вовлечения детей, студентов, педагогов, родителей и других целевых аудиторий в вопросы повышения цифровой грамотности, влияние на этот процесс российских библиотек.
  • Вопросы обучения цифровой грамотности в рамках школьных программ.

Завершил дискуссию и подвел итоги круглого стола Александр Малькевич, член Общественной палаты Российской Федерации, поблагодарив экспертов и пожелав успешного сотрудничества в сфере развития цифровой грамотности россиян.

Сегодня на площадке собрались представители различных организаций, бизнеса и государства, и, на мой взгляд, мы провели очень плодотворное обсуждение. Хочется, чтобы все те вопросы, которые мы подняли сегодня, перешли в фазу реализации и чтобы наша совместная работа в области цифрового развития и цифровой грамотности принесла свои плоды.
Александр Малькевич, Общественная палата РФ

Организатором Круглого стола выступила Региональная общественная организация “Центр интернет-технологий” (РОЦИТ). Общественная палата (ОП) РФ оказала мероприятию организационную и информационную поддержку.