5 февраля 2021 года
Исследование от АКОС: Какие каналы выросли в Telegram после блокировки Трампа
После сообщения Twitter о вечной блокировке аккаунта ушедшего президента США Дональда Трампа, новой политики WhatsApp и удаления соцсети Parler из магазинов Google и Apple, многие стали искать иные, более свободные площадки и нашли альтернативу в Telegram.
Рабочая группа АКОС по Digital Communications исследовала, как это отразилось на аудитории Telegram и какие категории каналов особенно выиграли от ситуации.
По последним данным за январь аудитория Telegram увеличилась сразу на 90 млн пользователей, а в США мессенджер стал вторым самым скачиваемым приложением. Впрочем, новые пользователи неравномерно стали подписываться на те или иные каналы.
По данным «Интериум», несомненно, выиграли политические каналы. В среднем они прибавили 60,3% подписчиков за последние 7 дней, чему немало способствовало появление Дональда Трампа в мессенджере. Также выросли каналы категории «юмор и развлечения» — на 10%, в плюсе экономика (на 7,7%) и технологии (на 4,5%).
Зато на 10% просели сообщества, посвященные криптовалюте (и это при росте BTC!), и вместе с этим снизились на 3,3% каналы о бизнесе и стартапах. Вероятно, общая кризисная ситуация заставляет отказываться от новых вложений и бизнес-идей, ну, или по крайней мере меньше интересоваться информацией по темам. Неожиданно остались в минусе каналы о семье и детях, потеряв 4,8% подписчиков в среднем.
Валерий Сидоренко, генеральный директор «Интериум»: «Соцсети и микроблогинг очень долго демонстрировали уверенный рост. Уже давно никого не удивляет, что политики общаются со своей аудиторией через личные страницы. Однако критическая ситуация в США показала, что ничто не вечно, а незыблемость соцсетей — лишь иллюзия в головах миллионов людей.
Теперь правила игры изменились. Из России ситуация видится нам удивительной по двум причинам. Это и недостаточное, в сравнении с США, развитие соцсетей, и другая политическая конъюнктура. Но всё равно тренды изменений диктуются из-за рубежа и нельзя сказать, что блокировка Президента США не скажется на процессах в Рунете.
Кажется, что на данный момент сильнее всего от изменений в других соцсетях выиграли политические и развлекательные каналы Telegram. Именно сюда ушла аудитория: с одной стороны, вслед за своими лидерами и в поисках более свободной информации, а, с другой, она по-прежнему хочет листать мемы или увлеченно читать о продвинутых технологиях».
Филипп Гуров, управляющий партнер КГ «Гуров и партнеры»: «Рост аудитории Telegram объясняется тремя факторами. Триггером стали события в США с жесткой цензурой в соцсетях и массовой блокировкой пользователей и сообществ. В поисках новой „нормальности“ люди подписываются на политические каналы. А усталость от карантина и плохих новостей объясняет повышенный интерес к юмористическому и развлекательному контенту.
Второй фактор — резонансное объявление WhatsApp об изменении настроек конфиденциальности. С точки зрения PR это было сделано весьма неудачно, и хотя такое изменение отложено до середины мая, часть пользователей начала искать альтернативу.
Наконец, можно отметить возврат интереса к традиционным СМИ на фоне дискредитации соцсетей как источника информации. При этом сам механизм потребления контента меняется, пользователям удобнее читать публикации СМИ в сжатом виде в telegram-канале, а не на интернет-сайтах».
Категории каналов |
Прирост/убыток подписчиков в среднем |
Политика |
60,30% |
Юмор и развлечения |
10% |
Экономика |
7,70% |
Технология |
4,50% |
Авто |
3,50% |
Telegram |
2,60% |
Медицина |
1,70% |
Путешествия |
-0,90% |
Видео и фильмы |
-1,90% |
Новости и СМИ |
-2,30% |
Карьера |
-2,90% |
Бизнес и стартапы |
-3,30% |
Семья и дети |
-4,80% |
Криптовалюты |
-10% |