Напишите нам

Наши статьи

23 мая 2017 года

Образовательное пространство: соотношение физического и социального пространства

Сорина Г.В., Гуров Ф.Н.

В сборнике: Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 14-19.

Проблема того, что такое знание, каково его место в развитии общества — это классическая философская проблема, начиная с античности. В свою очередь, идея формирования общества знаний — эта идея последних двух столетий. Само понятие «общество знаний» связывают с именем П. Дракера, гуру менеджмента 20 и 21 веков [1].

Для Дракера «переход от общего знания к комплексу специализированных знаний превращает знание в силу, способную создать новое общество. Но следует иметь в виду, что такое общество должно быть основано на знании, организованном в виде специализированных дисциплин, и что членами его должны быть люди, обладающие специальными знаниями в различных областях» [2]. В этом видит Дракер значение общества, основанного на знаниях.

В то же время понимание особенностей продвижения общества знаний, формирования инновационного образовательного пространства, на наш взгляд, должно опираться на соответствующий маркетинговый инструментарий, на учет особенностей того, что выражено в современной концепции тройной спирали (2). Место рождения этой концепции — Стэндфордский университет. Внутри университета — это исследовательский институт, который уже в своем названии сочетает два направления научной деятельности: гуманитарное и высокие технологии. Более точно институт называется так: «Исследовательский институт Гуманитарных наук и Высоких технологий Стэндфордского университета».

Именно такой статус института, с нашей точки зрения, отнюдь не случаен. В истории развития науки можно говорить, опираясь на высказывания крупнейших физиков 20 века, об отдельной линии влияния, например, гуманитарного и философско-методологического знания на развитие атомной физики. Аналогичную линию влияния можно прочертить и на примерах развития современных компьютерных технологий, опять-таки со ссылкой на лидеров этого направления в 20 веке, в частности, на идеи Т.А.Винограда, который подчеркивал значение идей Канта для разработки программного обеспечения современных компьютеров. Подобные примеры в истории развития науки можно умножить.

Модель тройной спирали Генри Ицковица предполагает, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Именно университет, как пишет Ицковиц, вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, отчасти беря на себя функции его исследовательских отделений, становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский, сохраняя всю академическую, гуманитарную составляющую, но при этом, делая упор на развитие в студентах предпринимательских начал.

Более подробно рассмотреть вопрос о том, как устроена тройная спираль, мы хотели бы на примере Великобритании, которая занимает второе место в мире по количеству нобелевских лауреатов (3).

Анализ Британской инновационной системы позволяет понять, в частности, то, как реально формируется в Великобритании стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков. Британская позиция, как и позиции ряда других западных стран, помогают, в частности, понять концептуальное содержание понятия «инновация», особенности контекста инновационного развития и формирования соответствующего инновационного образовательного пространства.

Министерство, в ведении которого в Великобритании находятся проблемы инновационного развития, называется: Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (Department of Business, Innovation, and Skills, BIS). Уже в самом названии министерства заложена неразрывная связь между образованием, инновационным развитием и реализацией инноваций через бизнес.

С точки зрения заместителя главы отдела науки и инновационного анализа, который в определенном смысле стоит во главе инновационной системы Великобритании (это является верным, по крайней мере, для 2011 года), профессора Кейта Смита, в Великобритании идет «обмен между университетами и государством» [3]. Оказывается, что ученые, которые долго работают в сфере образования, науки, в сфере высоких технологий приходят на государственную службу с перспективой возвращения на исходное место работы, т.е. внутри государственной службы как бы исходно формируются элементы научного экспертного сообщества. Интересно, что профессор Кейт Смит начинал свою исследовательскую деятельность с анализа проблем планирования в СССР в 1920-х годах прошлого века.

С его точки зрения, инновации — это то, что всегда сопровождало жизнь человека. В этом смысле оказывается, что инновационными были и орудия труда в каменном веке, и новые технологии в сельском хозяйстве и так далее. С его точки зрения, начиная с конца 19 — начала 20 веков капиталистическое производство в Великобритании сформировало новую систему, которая основывается на непрерывном инновационном процессе, направленном не на увеличение цены, а на улучшение качества продукции. Он замечает, что, начиная с 19 века, британские промышленники начали продавать свою технику по всему миру. Это, в свою очередь, привело к востребованности в мире высококвалифицированных британских специалистов. Они стали работать в различных странах, включая Россию.

При этом в Великобритании, как отмечает К. Смит, «государство всегда способствовало развитию инновационного процесса. Просто форма поддержки изменялась. В одни времена правительство было сторонником поддержки компаний, в другие оно было за рыночное саморегулирование» [Там же, с. 2.]. На наш взгляд, эту идею можно проследить уже на примере истории создания Лондонского королевского общества естествоиспытателей в 17 в. (1666 год).

С точки зрения К. Смита, министерство стремится соединить все основные элементы инновационной системы в единое целое.

В качестве таких элементов он выделяет:

  • «образование и подготовку,
  • регламентирование деятельности бизнеса,
  • инновационную политику и систему науки» [Там же]. При этом задача министерства как раз и заключается в интеграции элементов системы между собой, в выработке единой политики. Основные средства бюджета департамента (около 16,7 млрд фунтов стерлингов) в основном расходуются на науку и образование. Распределение средств происходит через систему исследовательских советов. Очевидно, что все это формирует новый образ образовательного пространства.

Мы полагаем, что для понимания особенностей нового образовательного пространства становится важным проанализировать общую структуру исследовательских советов.

Таких советов всего семь: два совета направлены на социальные и гуманитарные науки, остальные — на биологические, инженерные и естественнонаучные дисциплины, проблемы окружающей среды.

Исследовательские советы запрашивают в Министерстве по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования средства. Предложения, поступившие от ученых, оцениваются представителями научного сообщества. Финансирование университетов происходит через Совет по финансированию системы высших учебных заведений (Higher Education Funding Council), который получает государственное финансирование.

Распределение средств происходит на основе анализа показателей качества. При этом, в конечном счете, в основном финансируются именно лучшие, «топовые» университеты. Университеты, получившие средства, сами решают, как их использовать, на что направить. Но даже при такой системе некоторые государственные деятели полагают, что в настоящее время система «перерегулирована», и выступают за снижение государственного контроля в ряде областей.

В то же время лауреаты Нобелевской премии по физике 2010, выходцы из России К.Новоселов и А. Гейм, в своих интервью, говоря о своей исследовательской деятельности в Великобритании, обращали внимание именно на то, что решение финансовых вопросов не заорганизовано, что, получив средства на исследования, они сами решали вопрос о том, как ими распоряжаться. Как отмечает К. Смит, хорошо выстроенная система инновационной деятельности приводит к тому, что «в прошлом году ученые из Великобритании получили четыре Нобелевские премии... Один из них грек, двое — русские» [Там же, с. 4.].

Все это, в частности, свидетельствует о том, что между учеными, компаниями и государством ведется диалог о том, что и как надо регулировать. Для диалога с государством организованы форумы. В системе высшего образования Великобритании происходят изменения, направленные на превращение высшего образования в общедоступное. Студентов, получающих высшее образование, в настоящее время в Великобритании больше, чем когда-либо прежде.

Исследования, проведенные данным Министерством (Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования), свидетельствуют о том, что люди с высшем образованием зарабатывают больше денег. В инновационной британской системе за образование платит государство. Срок выплаты долга зависит от доходов выпускника. Рассрочка может длиться 30 лет. Если за это время долг не выплачивается, он аннулируется.

Другой участник Британской инновационной системы, Давид Багхёрст, представляющий Оксфордский университет, считает, что в основе успешной инновационной деятельности лежит культура, построенная на доверии. Его опыт работы в России, как он утверждает, свидетельствует о том, что в нашей стране очень низкий уровень доверия между людьми, что, кроме того, люди не стремятся помогать друг другу. В этом смысле оказывается, что для того, чтобы заработали инновации необходимо сформировать среду, ориентированную на доверие. В таком случае оказывается, что становится возможным эффективное продвижение тех идей, которые зарождаются в университетах.

Помочь этому процессу, на наш взгляд, может коммуникационная деятельность.

Специалист по связям с общественностью, А. Б. Лапшов, считает, что применительно к сфере инноваций лучше использовать англоязычный термин «InCo» (innovation communication). Целями и задачами InCo являются: организация диалога между стейкхолдерами инновационного пространства; организация мероприятий для продвижения творческого мышления и духа инноваций; документальная регистрация лучших практик и обмен опытом; стимулирование госучреждений и местных властей, а также сообществ в продвижении инноваций как ключевого фактора развития конкурентоспособного, стабильного государства и общества; повышение динамики развития творческого потенциала и поощрение развития талантов в рамках образовательного процесса; укрепление коммуникационных навыков молодежи, поощрение командной работы и др.

С его точки зрения, важно, чтобы разработки талантливых российских ученых «отвечали требованиям рынка, были внедрены в производство и технологии, коммерциализировались. Поэтому так важно обеспечить коммуникацию между наукой, государством и бизнесом (население я включаю во все три эти категории) — с целью объединения участников инновационной деятельности, стимулирования их открытого диалога и сотрудничества для совместного производства инноваций» [4].

Инновационная спираль, о которой мы говорили выше, отнюдь не предполагает отказ от фундаментальной науки. Г. Ицковиц в одном из интервью отмечает: «Если нет возможности изменить традиционные правила игры так, чтобы молодые талантливые ученые получили возможность заниматься самостоятельными исследованиями, остается второй путь — открывать совершенно новые вузы и НИИ в качестве альтернативы существующим. Основные слагаемые инновационного развития — ученые и культурная элита — в России по-прежнему очень сильны, этим она славится на весь мир. Осталось только создать для них необходимые условия и позволить результативно работать в своей собственной стране» [5].

Из всего этого, на наш взгляд, следует, что стратегия развития образовательного пространства (4) в условиях формирования общества, основанного на знаниях, должна опираться в своем развитии на доверие и на эффективное взаимодействие между университетом, бизнесом и государством.

Примечания и комментарии

  1. Исследование для одного из авторов (Г.В. Сорина) ведется при поддержке РФФИ, проект «Современная философия образования: экзистенциально-антропологический поворот» №15-03-00760
  2. «Тройная спираль» — модель организации инновационного развития была предложения Генри Ицковицем (Стэндфордский университет). Подробнее см. в интервью профессора российскому журналу «Эксперт» http://expert.ru/expert/2010/49/razvitie-po-spirali/
  3. В то же время мы хотели бы сразу подчеркнуть, что не только в Британии, но и, например, в Германии, ряде других европейских стран инновационное развитие связывается с объединением усилий государства, промышленности и университетов для совместной работы. Такой же процесс происходит и в Израиле.
  4. Дополнительную информацию об особенностях формирования образовательного пространства можно найти в работах (6-9) из списка литературы.
 

Литература

  1. Алексеева И.Ю. Общество знаний: посткапиталистическая перспектива России //
    http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b68da86a4dfffd5ec325788d0040e8e5
  2. Дракер П. Посткапиталистическое общество //
    http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1067.html
  3. Инновационные тренды. Периодический бюллетень Института общественного проектирования. №6 от 04.04.11.
    http://www.inop.ru/files/innovacionnie_trendi_ru_6.pdf
  4. Лапшов А.Б. Наука в фокусе коммуникаций //
    http://www.nkj.ru/interview/19679/
  5. Тройная спираль профессора Генри Ицковица //
    http://izvestia.ru/news/370024#ixzz3Dpe9MwU6
  6. Иванов О.Б., Иванова С.В. Формирование образовательного пространства: междисциплинарный взгляд // Философские науки. — 2016. — №1. — С.39-49.
  7. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. — 2015. — №6 (40). — С.23-28.
  8. Иванова С.В. Об особых условиях формирования современного образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — №3. — С.5-10.
  9. Сорина Г. В., Меськов В. С. Социокультурное измерение образовательного пространства // Ценности и смыслы. — 2013. — №5 (27). — С.83-99.